Лев Майданович – родоначальник российской «нюрнбергской миниатюры»

Интересна история создания коллекции так называемой «нюрнбергской миниатюры», которую можно увидеть в Центральном военно-морском музее города Санкт-Петербурга. Ее автором является Лев Майданович, талантливый мастер миниатюры, который имел звание мичмана русского флота и долго жил в эмиграции. В коллекцию входят фигурки моряков и силуэты кораблей, которые умелец изготовил способом плоской отливки и затем раскрасил собственноручно.
Подобная технология, которой пользовался Лев Майданович, появилась еще во второй половине XVIII столетия в Германии в городе Нюрнберге. А его по праву считают родоначальником российской «нюрнбергской миниатюры».

Обучение и эмиграция Льва
В ту пору в России шла Гражданская война, юноша только закончил классы гардемаринов в Петрограде и примкнул к белогвардейскому движению. В 1919 году за успехи в службе он был награжден Георгиевской медалью IV степени. А уже на исходе следующего года он, находясь в Крыму, вместе с остатками белой армии на корабле эмигрировал из страны. Лев поначалу поселился на острове Галлиполи, а затем перебрался в город Бизерте, где продолжил обучение морскому делу и был удостоен звания мичмана.

В середине 1920-х годов Майданович переезжает в Латвию, но совсем скоро он оказался в Париже. В эмиграции он брался за разную работу. Был период, когда Лев трудился маляром во франко-русской артели и вот именно тогда он начал для души мастерить оловянных солдатиков. Фигурки воинов он размещал на подставках, с нижней стороны которых он ставил свое личное клеймо в виде ополченческого креста 1812 года.

Работы Льва Майдановича
Среди его творений фигурки воинов Древней Руси, стрельцов, гвардейцев Петра Великого, пехотинцев времен Суворова и войны с Наполеоном, кавалергардов Первой мировой войны. Особое место в его коллекции отведено скульптуркам моряков и моделям кораблей, среди которых эсминец «Новик», крейсер «Олег», броненосец «Цесаревич» и «Слава».

Он является создателем мини-диорам с оловянными солдатиками — «33 богатыря», «Нахимов на бастионе», «Утро Куликовской битвы», «Оборона Троице-Сергиевой лавры от поляков в 1610 году». Также по мотивам иллюстраций Ивана Билибина он сделал несколько небольших макетов. Однако свою монументальную работу – диораму «Крещение Руси» завершить он не успел.

Жизнь Льва и его семьи в СССР
Лев Майданович со своей женой и тремя младшими дочерьми в 1956 году принимает решение возвратиться в Советский Союз. Семье предложили поселиться в Алма-Ате. Лев Александрович устроился работать оформителем в Музей палеонтологии при институте зоологии Академии наук Казахской ССР. Там мастер трудился над созданием диорам с фигурами разных животных.
Следующий период его жизни (с 1960 до 1984 года, когда его не стало) был связан с подмосковным Загорском (сейчас это Сергиев Посад). Лев Александрович выполнял заказы патриархии, среди которых были плоские модели храмов и значки на духовную тематику.